журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Верхний город Минска. Проблемы реконструкции

Памятники архитектуры Минска - это не
только ценное историко-художественное
наследие, но и неотъемлемая часть
современного города, которая органично
вошла в его планировочную структуру.
Особую роль в ней играет Верхний город -
наиболее обширный район старого Минска.
Вот почему так актуальна сегодня проблема
грамотной и тактичной реконструкции этой
историко-архитектурной зоны,
предусматривающей воссоздание важнейших
ее элементов.


Верхний город, включающий в себя площадь Свободы и кварталы вокруг нее, начал застраиваться еще в XII веке. Здесь располагался один из посадов, окружавших Замчище. В XVI веке, после получения Минском самоуправления, на его территории начал формироваться новый городской центр, получивший название Верхний рынок. Рядом с небольшой позднеготической площадью, расположенной на пересечении древних улиц, сходящихся на вершине холма, была распланирована большая прямоугольная площадь (ныне площадь Свободы). С этого времени вплоть до 30-х годов ХХ в. она была административным, общественным и культурным центром Минска. В XVII-XIX веках здесь появились важнейшие общественные и наиболее примечательные жилые здания. Так, на рубеже XVI-XVII веков в центре площади возвели ратушу, а в конце XVIII века ее частично перестроили в стиле классицизма. Причем старые стены, башня и подвалы вошли в новый объем здания. Ратуша просуществовала до 60-х годов XIX века. К XVII веку относится также строительство гостиного двора. Эти постройки заняли главное положение в композиции площади, создав центральный, раскрытый со всех сторон комплекс.
По периметру площади и на прилегающих улицах были возведены основные культовые постройки, сформировавшие выразительное окружение ансамбля и силуэт всей центральной части Минска. В их числе костелы бернардинских монастырей, кафедральный костел иезуитов, костелы доминиканов и бенедиктинов, башня городских часов, входившая в комплекс иезуитского монастыря, и церковь св. Духа. Среди гражданских зданий выделялись дом губернатора, сохранившийся без существенных изменений усадебный дом XVIII века, дом присутственных мест, общественное здание XVIII века и жилые дома XVIII-XIХ веков.
На протяжении четырех столетий площадь оставалась излюбленным местом горожан. Здесь устраивались ярмарки, цеховые и общегородские праздники, разыгрывались мистерии. С балконов ратуши часто звучала камерная и духовая музыка.
Сегодня Верхний город в значительной степени утратил свою социальную функцию, а также градостроительную и объемно-пространственную цельность. Он бессистемно используется случайными арендаторами, искажен непрофессиональными ремонтами и перестройками. Утрачены некоторые компоненты, входившие в ансамбль площади Свободы, в частности ратуша и башня городских часов. Исчезла церковь св. Духа уникальный памятник эпохи Возрождения в Белоруссии, сформировавший вместе с бернардинскими монастырями восточную сторону площади. Нет больше башни иезуитского костела, ценнейшего памятника зрелого барокко, который был доминантой на западной стороне площади и важным элементом силуэта города.
Без этих памятников исторический ансамбль площади воспринимается как группа разрозненных зданий, не имеет цельности и выразительности. Поэтому первой и главной проблемой реконструкции Верхнего города является воссоздание важнейших элементов площади. Она может быть решена по аналогии с воссозданием утраченных памятников, входящих в дворцовые комплексы пригородов Петербурга, и ансамблей исторических площадей ряда европейских городов. Для этого есть все условия. Сохранились полные обмерные чертежи зданий, инвентари, рисунки и фотографии. Археологами изучены сохранившиеся подвалы ратуши и церкви св. Духа.
Вторая проблема связана с необходимостью сохранения и выявления архитектурно-художественной цельности Верхнего города. Натурные обследования и собранные архивные материалы показали, что после реставрации сохранившиеся здания создадут богатую и разнообразную по стилистике историческую среду. Однако для того чтобы Верхний город воспринимался как цельный архитектурный комплекс, необходимо, не нарушая его силуэта и общего характера застройки, восполнить ряд утраченных зданий новыми сооружениями. Еще одна важная проблема реконструкции связана с функциональным использованием исторической застройки. Для сохранения Верхнего города недостаточно запретить снос, провести реставрацию фасадов и интерьеров памятников. Необходимо включить его в жизнь современного города, в формирующийся ансамбль центральной части Минска. Включить и функционально, и планировочно.
Верхний город занимает небольшое по площади, но очень важное место в генплане Минска. Он находится рядом с главной магистралью и основными общественными зданиями столицы, входит в композицию водно-зеленого диаметра, замыкает северо-западную сторону Центральной площади. Поэтому решать его надо как единый функционально-планировочный комплекс в системе общественного центра Минска. Застройка Верхнего города имеет камерный масштаб, пространственное и пластическое разнообразие, большую культурно-историческую информативность. Такая среда привлекает людей, создает особую атмосферу духовного общения, что требует соответствующего подхода и к приспособлению памятников.
Для этого как нельзя лучше подходит идея создания в Верхнем городе цельной культурно-исторической зоны, которая органично вольется в зонирование общественного центра Минска.
При решении вопроса об использовании памятников важно выдержать общую концепцию. В то же время с каждым зданием надо определяться отдельно, учитывая его композиционное своеобразие и историческую значимость. В зданиях Верхнего города могут быть размещены музеи, выставочные залы, маленькие уютные кафе, магазинчики, клубы, театральные и художественные студии и пр.
К сожалению, даже после комплексной реконструкции Верхнего города Минск не будет иметь единого исторического центра, включавшего также Замчище, Троицкое и Раковское предместья. Ряд градостроительных мероприятий, признанных впоследствии ошибочными, расчленили эти единые ранее части, а новые постройки уничтожили их пространственно-визуальные связи. Последствия этих поспешных и необдуманных действий в исторической ткани города в полном объеме устранить уже невозможно.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.