журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Новая архитектура Туркменистана

Стратегия развития архитектуры - в руках президента

В чем состоят национальные особенности
зодчества? Этот вопрос волновал
архитекторов на протяжении всего ХХ века.
Многие здания в Ашхабаде и других городах
Туркменистана свидетельствуют о творческом
поиске, который вели несколько поколений
проектировщиков, пытаясь найти правильный
ответ. Но мало кто сознавал, что
самобытность архитектуры того или иного
народа развивается не за счет
искусственного культивирования
национальных традиций, а путем отказа от
устаревших форм. Одновременно с этим
создаются новые национальные особенности,
соответствующие изменившимся социальноэкономи
ческим условиям, менталитету нации
и более высокому уровню развития техники.


История цивилизаций, существовавших в прошлом на туркменской земле, насчитывает около пяти тысяч лет. Остатки этих исчезнувших культур можно встретить повсюду: в пустыне и предгорьях, вдоль русел пересохших рек и в пещерах. Следы человеческой деятельности сохранились в виде орудий труда, предметов быта и настоящих произведений искусства из камня и кости, керамики и металла. Но прежде всего далекие предки туркмен напоминают о себе своей архитектурой - от глиняных домов, святилищ и некогда неприступных крепостей древнего мира до роскошных дворцов и храмов средневековья. Конечно, до наших дней дошло далеко не все из того, что некогда составляло славу местных городов. Но, к счастью, есть еще немало уникальных исторических памятников, которые издавна привлекают внимание путешественников, востоковедов, художников, архитекторов.
Вот самый яркий пример. В Восточных Каракумах, в бассейне древней дельты реки Мургаб, которая четыре тысячи лет назад протекала примерно в ста километрах к северу от нынешнего города Байрамали, археологи обнаружили страну древневосточного типа. Ранее она была известна только по письменным источникам под названием Маргуш или Маргиана. По сути, здесь открыт один из древнейших центров мировой цивилизации наряду с Месопотамией, Египтом, Индией и Китаем. В безжизненной ныне степи удалось найти и раскопать монументальные дворцы и храмы, не уступающие по размерам сооружениям Ассирии и Вавилона, а по планировке не имеющие аналогов в системе памятников всего Ближнего и Среднего Востока. Сегодня, как и сотни лет назад, туркменскую землю украшают истинные шедевры зодчества: дворцы Хорезмшахов, памятники сельджукской эпохи, творения знаменитых серахских мастеров XI-XII веков, а также десятки менее известных, но очень ценных для изучения истоков азиатской архитектуры. Принципы их композиционного построения легли в основу многих типов гражданских и культовых сооружений исламского мира. Все они окружены теперь настоящей государственной заботой.
В 1992 году Меджлис принял специальный закон «Об охране памятников истории и культуры Туркменистана». На основании этого документа при Министерстве культуры открыто Национальное управление по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры. Указами президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши в местах сосредоточения древних сооружений и архитектурных ансамблей создано семь государственных историко-культурных заповедников. Среди них Древний Мерв - гиганское городище, возраст которого составляет как минимум 2500 лет. Не менее значительны Кенеургенч, парфянская Ниса, средневековые города Дехистан, Абиверд, Серахс, Керки и героическая туркменская крепость ХIХ века Геокдепе. В отличие от живописи, поэзии или музыки архитектура не может существовать в отрыве от экономики. Глубокий застой последних десятилетий советского периода фактически обесценил архитектурное творчество. Авторы проектов были поставлены в зависимость от наличия материалов и капризов исполнителей, их нежелания строить что-либо сложнее панельной железобетонной коробки. Нынешняя экономическая ситуация возвратила нас к быстрой и качественной работе. Правда, примером пока, в основном, служат иностранные фирмы. Так, турецкие компании уже возвели а Ашхабаде и других городах превосходные гостиницы, торговые и деловые центры, промышленные здания и транспортные сооружения. Их деятельность стимулирует и наших архитекторов, для которых создан максимально благоприятный климат.
Принципиальные изменения происходят в проектном механизме, который постепенно готовится к переходу на конкурсную основу и защите национальных интересов с помощью лицензирования. В ряде государств существует положение, согласно которому зарубежным архитекторам разрешают работать в стране только в качестве партнеров местных зодчих. Иначе иностранный инвестор может привести с собой не столько талантливую, сколько сговорчивую и удобную для себя группу. Подобные примеры, к сожалению, есть и у нас. Мы не вправе забывать о своей профессиональной ответственности перед обществом. «Используя в качестве эталонов лучшие образцы современной архитектуры, - постоянно напоминает нам Президент, - нельзя забывать о своих исторических корнях».
Этот фактор особенно актуален сегодня, когда архитектура становится все более интернациональной. В то же время в истинном зодчестве все ярче выявляются глубинные, национальные черты. Примером такого рода может служить мемориальная мечеть Сапармурата-хаджи на территории Геокдепинской крепости, сооруженная в память участников героического сражения 1881 года. Первоначальный проект турецкой компании, выполненный в оттоманском стиле, был существенно переработан ашхабадскими архитекторами в соответствии с туркменскими традициями. Традиционная туркменская культура тесно связана с исламом. Именно вера давала нашим предкам силы превозмогать удары судьбы, поддерживала величие их духа. Храмы, возводимые по воле мудрых государей, выражали величие человеческого гения. За веком век безвестные мастера трудились во славу туркменской земли, одержимые верой в Бога. Лишь за последнее тысячелетие были созданы такие шедевры исламского зодчества, как мечеть ШирКабир в древнем Дехистане (Балканский велаят), дворецмавзолей султана Санджара, дворец Тюрабек-ханым в Кенеургенче, мечеть Джамал ад-дина в Анау и десятки других. Сегодня, после длительного перерыва, мы становимся свидетелями и участниками того, как восстанавливается связь времен.
В последнее десятилетие драматического ХХ века Туркменистан получил мощный импульс для созидания. Темпы строительства сегодня здесь таковы, что многие здания, возведение которых в прежние времена растянулось бы на долгие годы, вырастают за считанные недели. Едва ли не каждый значительный объект - результат активных усилий главы государства Сапармурата Туркменбаши, который не только выдвигает идею того или иного сооружения, но и следит за ее реализацией, всегда находит время поддержать строительную инициативу, лично участвует в обсуждении градостроительных планов. Всё это - яркое свидетельство подлинной заинтересованности национального лидера в коренном преображении своей Родины. Сегодня, как никогда, необходимо ценить, беречь и развить культурные, художественные и архитектурные традиции нашей земли, строя на их основе смелую, новаторскую, самобытную архитектуру и в то же время бережно сохраняя национальное наследие. Важной областью архитектурно-строительной деятельности должна стать реставрация памятников зодчества, умелое формирование вокруг них нового культурного окружения, возрождение таких исторических городов, как Мары, Чарджоу, Керки, Геокдепе, Гызыларбат, Туркменбаши и др., включение их в орбиту международного туризма.
Нужно использовать местную производственную базу строительства, местные строительные и отделочные материалы, учитывать своеобразие каждого города и поселка Туркменистана, формировать местные архитектурно-художественные школы. Сегодня национальные кадры архитекторов готовят на базе Туркменского политехнического института и Национальной академии художеств. Очень важно, чтобы практикующие архитекторы активно участвовали в профессиональном образовании, в подготовке молодых специалистов. Только при этом условии туркменская архитектура будет постоянно обновляться, овладевая новейшими техническими и технологическими средствами и не теряя при этом связей с многовековыми традициями. Архитектуре ХХI века должно быть свойственно бережное отношение к экологическому равновесию природы и человека. Уже сегодня у нас формируются новые типы жилых, общественных и производственных зданий, новые многофункциональные структуры, отвечающие современным экономическим, технологическим, социальным, культурным условиям и опирающиеся на достижения науки и техники. Насущной задачей стало совершенствование базы строительной индустрии, ее переориентация на индивидуальное и малосерийное строительство, внедрение новых технологий и гибких производственных процессов, новых материалов и конструкций, новых форм организации строительных работ. В этом - залог осуществления всех наших планов. Реальные изменения в архитектурном процессе виднее всего в столице Туркменистана, и прежде всего в центральном ядре Ашхабада. Здесь традиционно сосредоточены важнейшие объекты, сформирована градостроительная ось «север-юг» - от международного аэропорта до нового делового центра и жилых районов в предгорье Копетдага. Значительные по объему и функциям сооружения возводятся и в старых кварталах, и в пригородных зонах. Достато чно назвать начатое в 2002 году строительство гигантской поминальной мечети в селе Кипчак, на родине президента Сапармурата Ниязова. Ее голубой сферический купол перекрывает зал, вмещающий до 10 тыс. молящихся. Углы этого монументального здания фланкируют четыре 80-метровых круглых минарета. Сегодня в старейшей части Ашхабада, на территории Ленинского сквера, начал осуществляться другой значительный объект - Национальный театр музыкальной драмы с залом на 750 мест. Он представляет собой строго центрический объем, в котором доминирует полушарие купола и массивный портик с беломраморной колоннадой.
В современной застройке Ашхабада привычной нормой стала точечная застройка высотными (18-24 этажа) домами. Прежде всего это жилые башни, в которых первые этажи отданы магазинам и службам сервиса. Крыши таких зданий увенчаны пирамидами, конусами, стрельчатыми куполами самых разных форм, создающих причудливый силуэт панорамы города. Респектабельно выглядят «высотки» Центрального банка, Министерства нефти и газа, бизнесцентров и банков. Все эти здания, в корне изменившие привычные контуры малоэтажной застройки города, выстроены вдоль новых широких магистралей с разделительными полосами в виде боскетов, а также протяженной чередой великолепных фонтанов.
Фонтаны стали особенно популярными в новом строительстве. Настоящим эдемом среди городской застройки выглядит парк Независимости, заложенный несколько лет назад в зеленом массиве южной части города. По периметру парка на протяжении двух километров разместили 69 фонтанов. Внутри него также находится уникальная по масштабу и композиционному замыслу группа декоративных водных сооружений с полихромным световым оформлением. Каждый фонтан этого комплекса индивидуален. Стилевое единство новой архитектуры Ашхабада обеспечивает тотальное применение белого мрамора в качестве отделочного материала. Его используют независимо от формы и функции сооружений. Белым мрамором облицованы многие старые здания, прежде оштукатуренные или одетые в серые бетонные «рубашки». Увлечение мрамором - не дань моде, а закономерная реакция на «опостылевшую эстетику модернизма». Возврат к классицизму, к торжеству симметрии, столь характерной для исламского мира и, в частности, многовекового архитектурного наследия Туркменистана, оказался созвучным ожиданиям заказчиков и потребителей. К удивлению иных профессионалов, конфликт между спросом и предложением на архитектурном поле, столь острый еще 15-20 лет назад, был исчерпан существующей реальностью. Зримые черты ХХI века уже сегодня можно увидеть в проектах и замыслах наших архитекторов, которые по роду своей деятельности обязаны заглядывать в завтрашний день, прогнозируя глобальные тенденции.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.