|
Статьи |
Архитектура сакральных зданий и сооружений на Украине
В.Куцевич, руководитель научно-исследовательского
и проектного архитектурного центра КиевЗНИИЭП
Рост самосознания украинского общества
выдвинул в ряд основных архитектурных
задач строительство новых, воссоздание
разрушенных и реставрацию
приспособленных под иные функции храмов.
Серьезные проблемы встают и перед
градостроителями, поскольку этот процесс
оказывает существенное влияние на
градостроительную ситуацию в городах и
селах, меняет общественный микроклимат и
сложившуюся инфраструктуру в прилегающих
к храмам районах.
Проведенный автором анализ развития сети сакральных зданий и сооружений на Украине позволил выявить большое число ранее действовавших на ее территории храмов. Так, только в Киеве к концу XIX века насчитывалось 105 православных церквей, четыре собора, восемь мужских и два женских монастыря с 50 церковными зданиями на их территориях. В городе также действовали два костела, лютеранская кирха, караимская кенасса, хоральная синагога, две старообрядческие и одна еврейская молельня.
Разорение церквей и монастырей в период советского воинствующего атеизма привело к утрате многих памятников сакрального зодчества, изменило силуэты и градостроительные ориентиры в городах и селах. Так, в 1934-37 годах только в Киеве было уничтожено 69 храмов. Больше всего пострадали памятники княжеского периода XII-XIII веков. С утратой этих храмов и храмовых комплексов исчезли и градостроительные доминанты. За последние годы в Киеве были воссозданы два значительных градостроительных и композиционных центра городской застройки - Михайловский Златоверхий монастырь и Успенский собор Киево-Печерской лавры. В связи с тем, что перспективные генеральные планы советского периода не предусматривали участков для возведения храмов, найти для них свободные площадки чрезвычайно трудно. Ведь современный храмовый комплекс является значительным градостроительным образованием. Он включает в себя целый ряд зданий и сооружений различного назначения: собственно храм, колокольню (звонницу), часовню, церковно-причтовый дом, епархиальное управление, крещальню, воскресную школу, разнообразные ремесленные мастерские, гостиницу, богадельню, медицинский центр, хозяйственные службы.
Украина - многоконфессиональное государство, в котором действует более 18 тыс. религиозных организаций, 67 конфессий различных направлений. Новая градостроительная политика государства учитывает существующую и перспективную потребность конфессий в сакральных зданиях и сооружениях. Тем не менее потребность в них прихожан удовлетворена пока лишь на 60%. В связи с этим в Киеве планируется построить более 50 новых храмов.
Сеть культовых зданий и сооружений на Украине только формируется. Чтобы направить этот процесс в правильное русло, необходимо тщательно изучить как национальные традиции, так и зарубежный опыт размещения религиозных учреждений в городах и гармонизации интересов конфессий в градостроительной сфере. При формировании сети современных храмов следует учитывать и их место в общей системе социально-культурного обслуживания как неотъемлемой компоненты застройки населенных мест.
Идея города, где сосуществуют многочисленные конфессии, отчетливо прослеживается в архитектуре, которая предметно воплощает «дух места» со всеми его природными и культурными составляющими. В этом смысле храм, задающий парадигму жилой застройке, выступает как наиболее культуроемкий символ городского начала. Здесь органично соединены молельное пространство для прихожан и алтарная часть (символ трансцендентного).
Анализ отечественной и зарубежной практики проектирования и строительства современных храмовых зданий, а также проведенное автором экспериментальное проектирование позволили выявить различные приемы их расположения в планировочной структуре города: в общественных и культурных центрах, в селитебной зоне (микрорайон, квартал), в ландшафтном пространстве, на берегу рек и озер, на территории кладбищ. Размещение храмов возможно также посредством их интеграции с другими объектами - в комплексах социальных, медицинских, учебных и культурных учреждений, в воинских частях, исправительно-трудовых учреждениях, в специальных мемориальных зонах.
Размещение церковных зданий в населенных пунктах зависит от их планировочной структуры, сети объектов обслуживания, а также от типологического и архитектурно-планировоч-ного решения храма. С давних пор местоположение храма выбирали в соответствии с особенностями рельефа и спецификой фонового окружения, которое гармонично дополняло образно-композиционное решение сакрального ансамбля. Социально-идеологическое значение церковного здания требует, чтобы оно доминировало в окружающей среде и играло ключевую роль в композиционной организации застройки. Такого положения можно достичь приемами визуального раскрытия здания относительно основных направлений его восприятия. Этому способствует и его объемно-пространственное решение, которое имеет, как правило, вертикальный силуэт и большую пластическую выразительность. В соответствии с особенностями сложившейся застройки церковное здание может занимать центральное положение, подчиняя своей массе окружающее пространство, или замыкать своим объемом основные направления восприятия вдоль оси главных коммуникационных связей. В первом случае здание размещают в открытом пространстве природного или градостроительного окружения, на возвышенности или на площади в городском центре. Расчет при этом делается на восприятие с близких и удаленных точек, лежащих по периметру участка храма. Объем здания проецируется на различные участки окружения по мере изменения точки восприятия. При этом объем и силуэт здания должны соизмеряться с особенностями периметрального фонового окружения. В качестве примера можно привести проекты комплексов кафедральных соборов в Полтаве и Киеве. Так, в проекте комплекса Полтавского кафедрального собора (арх. В.Куцевич, В.Бельчиков) храм расположен по оси центральной аллеи существующего парка и для лучшего восприятия приподнят на стилобат. Комплекс Киевского кафедрального собора (арх. Н.Левчук, А.Клименко, О.Белогуб) предполагается разместить в квартале Левобережного общественного центра Киева, на берегу Русановского залива.
Во втором случае композиция ансамбля должна быть ориентирована на центральное или боковое осевое восприятие по мере приближения к объекту. Иными словами, сценарий восприятия храма основан на правилах поэтапного раскрытия ансамбля с момента появления объекта на оси движения, восприятия его силуэта с далеких точек, а также прочтения деталей с близкого расстояния. Примерами могут служить осевое расположение православного храма в проекте застройки микрорайона 3а жилого района Оболонь в Киеве (арх. В.Исак, И.Авдеев), а также храмовый комплекс (мемориальная часовня и проектируемая церковь Рождества Христова) в жилом массиве Леваневского в Белой Церкви (арх. Ю.Бабич, В.Кузьмин, А.Дубик). Подчеркнутое осевое расположение последнего удачно формирует центр жилого района. В состав общественного центра для г.Энергодара, кроме объектов культуры и административных учреждений, включены два сакральных здания - мемориальная православная церковь Георгия Победоносца и евангелийская церковь (арх. В.Куцевич).
Исследование типологической и планировочной структуры современных сакральных зданий показало отсутствие критериев определения типа храма, храмового комплекса и состава их помещений. В то же время наметилась четкая тенденция к расширению функций религиозных комплексов, что нашло свое отражение в появлении новых функциональных групп помещений (библиотеки, воскресные и приходские школы, общественные трапезные, студии, клубные, гостиничные и подсобные помещения). Все это требует разработки соответствующих нормативных документов. В России уже действует свод правил по проектированию и строительству зданий и сооружений православных храмов - СП 31-103.99. Много внимания этим проблемам уделяется и на Украине. Так, в апреле этого года в Киеве проходил научно-практический семинар на тему «Современное храмостроительство Украины ». На семинаре рассматривались градостроительные, архитектурно-типологические, эстетические, экономические, строительно-конструкторские, инженерные и другие аспекты этой проблемы. Прошла презентация пособия по проектированию «Культовые здания и сооружения разных конфессий» (Культовi будинки та споруди рiзних конфесiй. Посiбник з проектування/Пiд загальною ред. В.В.Куцевича. - К.:КиївЗНДIЕП. -2002. - 115 с.). В пособии даются рекомендации по проектированию христианских православных и католических храмов, мусульманских мечетей и иудейских синагог, приводятся основные требования к их формированию.
Сегодня в странах СНГ наблюдается подлинный бум в проектировании и строительстве храмовых зданий. Однако многие новые храмы архаичны по форме и содержанию. Это можно понять, ведь почти целый век советские архитекторы не имели контактов с религиозным миром и сакральной культурой. В то же время украинская сакральная архитектура продолжала развиваться в странах расселения украинской диаспоры. За рубежом было создано немало удачных образцов современного храмостроительства при строгом соблюдении главных традиционно-канонических основ построения церквей.
Наиболее сложная проблема - образное решение сакральных зданий и сооружений. Со второй половины XIX века архитекторы часто цитировали формы исторических стилей. Это было вполне закономерно, ибо традиции в религии всегда играли важную роль. Столь же закономерно обращение к традициям национальной архитектуры и украинских архитекторов, профессионально формировавшихся в условиях отсутствия практики проектирования сакральной архитектуры. Это может быть стилизация, основанная на интерпретации исторических знаковых систем - форм куполов, покрытий, элементов декора и пр. Или переработка с учетом современных архитектурно-конструктивных возможностей основных пространственных элементов ранее сложившихся стилей. И даже прямое цитирование - воспроизведение одного или нескольких элементов исторического здания, способствующее достижению компромисса между традицией и современностью. В формировании объемно-пространственной структуры и образном решении храма большую роль играет грамотное применение конструктивной системы. В КиевЗНИИЭП разработана архитектурно-конструктивная система «Гитор», в основу которой положена идея применения армированных термопакетов для создания формы ограждающих конструкций (в том числе покрытий) с последующим торкретированием этих элементов гипсобетоном. Такое конструктивное решение позволяет создать практически любую форму покрытий, так как объединением поверхностей относительно простых форм можно получить достаточно сложные криволинейные поверхности. Эта система уже успешно применялась для покрытий и возведения купольных конструкций при строительстве молитвенно-мемориального дома мусульманской общины в Киеве, часовни в г.Ирпене (Киевская область) и крещальни в Златоусте (РФ).
В связи с тем, что на постсоветском пространстве уже накоплен как позитивный, так и негативный опыт проектирования и строительства сакральных зданий и сооружений, на наш взгляд, назрела необходимость в проведении международного научно-практического семинара по вопросам храмостроительства в странах СНГ и Балтии. Институт КиевЗНИИЭП готов выступить инициатором этой акции, которая может состояться в первом полугодии следующего года.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |