|
Статьи | Мастер национальной формы
Памяти Микаэля Усейнова
(1905-1992)
Микаэль Усейнов всегда утверждал: национальная архитектура - это национальная форма. Такая позиция порой воспринималась как формалистическая (вспомним модернистские мифы о «правдивости» архитектуры, нерасторжимой взаимосвязи всех ее «сторон»). Но в начале ХХI века профессиональное сознание, прошедшее через вспышку постмодернизма, спокойно приемлет ее как исторически оправданную, как одну из возможных альтернатив взаимодействия формы и содержания в архитектуре, которую, кстати говоря, чаще всего и исповедует практикующий архитектор.
Поражала внутренняя несокрушимость этого внешне мягкого, в высшей степени интеллигентного человека. С Усейновым нужно было говорить, общаться, чтобы понять его духовный и интеллектуальный уровень. Знаток архитектурной классики и новейших тенденций мирового зодчества, он тем не менее был плотью от плоти своего народа и его художественной культуры. Отсюда неискоренимая тяга к яркой декоративности приемов, головокружительной пышности форм при достаточно скромной палитре средств. Хороши или плохи эти особенности национальной культуры - так ставить вопрос бессмысленно и некорректно. Вне этого азербайджанского искусства, архитектуры просто не существует.
Как справедливо подчеркивает автор статьи о мастере И.Алиев (Мастер // Архитектура, 1985, № 9, с. 8), даже в самые «переменчивые» времена Микаэль Усейнов оставался верен себе, никакие «общепринятые» решения не принимая безоговорочно, а пропуская их через собственное понимание архитектуры. И, как показывает история, во многом был прав - его сооружения, подвергшиеся в свое время «строгой критике», не только эту критику пережили, но стали хрестоматийными.
Усейнов был поистине творчески неисчерпаем. Его наследие - более 200 проектов, и почти все они реализованы. Главное в творчестве мастера - уважение к традиции и ее использование в художественно и тектонически переосмысленных формах - всегда таких, которых ждало время. Поэтому и стал он выдающимся мастером советской архитектуры, в полном смысле слова народным архитектором, академиком, директором Института архитектуры и искусства, бессменным руководителем Союза азербайджанских архитекторов.
Блестяще окончив в 1929 году Азербайджанский политехнический институт, молодой Усейнов активно включился в архитектурную жизнь. Уже тогда в его творческой судьбе сошлись две линии - новая архитектура и историческая, традиционная. Правда, тогда они еще не взаимодействовали между собой. Будучи студентом Усейнов создает ряд проектов в обостренно-конструктивистском духе, часть из которых была реализована. В них акцентировался лаконизм геометрии, столкновение горизонталей и вертикалей, контраст объемных форм и плоскостей, глухих массивов и остекленных поверхностей. Непременными были эксплуатируемые крыши, легкие перголы, галереи, навесы, козырьки - столь же необходимые в теплом климате, как и внутренние дворики. Композиция одного из вариантов Дворца культуры с библиотекой (1928) выделяется не только на фоне местной архитектуры, но и художественных исканий конструктивизма в целом. Но, конечно, наиболее примечательна архитектура фабрики-кухни на Баилове (1930).
Разработка этой новаторской линии вовсе не подчинялась теоретическим догмам конструктивистского движения (строгое выделение формы из функции, конструкции и т.п.). Это был чисто художнический поиск в новой стилистике, с чем безуспешно пытались бороться идеологи конструктивизма. Однако автора занимали и аспекты социальные. Пожалуй, наиболее полно это проявилось в разработке домов-коммун и примыкающих к ним типов жилья (жилые дома «Портовик», «Ударник», «Новый быт», «Политкаторжанин», «Плановик» и др.). Характерен жилой комплекс в квартале 648 с четкой дифференциацией основных функций и развитым набором коммунально-бытовых учреждений (1929).
Одновременно с работами в новаторском ключе творческий поиск идет и в сугубо традиционной стилистике. Показательны конкурсные проекты памятника (1926) на могиле азербайджанского поэта и мыслителя ХII века Низами Гянджеви. Усейнов представил пять проектов, из которых два - награжденные премиями - в наибольшей степени воскрешали архитектуру Азербайджана XII-XIV веков.
Успех на конкурсе - не случайность. К тому времени Усейнов уже глубокий знаток национальной архитектуры. С 1924 года он проводил обмеры комплекса сооружений дворца Ширваншахов, которые произвели сенсацию среди специалистов и по рекомендации А.Щусева были опубликованы. Еще на студенческой скамье его воображение захватила мировая классика: увражи Палладио, Скамоцци, Барбаро, Летаруи; труды Шуази, Гнедича, Грабаря. Он тщательно изучает наследие русского классицизма - Казакова, Воронихина, Старова, Захарова, Стасова. Таков был фундамент профессионального образования.
Новая архитектура и историческая, традиционная пересеклись в его творчестве в первой половине 30-х - конфликтно и механически «обогащалась» конструктивистская архитектура. Автор искал «переходных» решений, пытался «смягчить» жесткую архитектуру 20-х перефразированными деталями классики. Но органичного слияния все же не произошло - в ту пору господствовал, как известно, «исключающий» подход -«или-или». Общежитие студентов Медицинского института (1934) с его пересказом мотивов Воспитательного дома Брунеллески знаменовало полный переход на позиции освоения наследия прошлого. Но почему не национальное наследие, а «ренессанс», характеризующий эту поворотную постройку? Конечно, здесь и контекст дореволюционного Баку с его ренессансными мотивами, и недавние еще студенческие увлечения памятниками итальянского Возрождения. Но была и чисто идеологическая причина. Вот свидетельство автора: «Даже после того, как вслед за Москвой у нас был взят курс на освоение классического наследия, возражения критики не вызывала только архитектура Ренессанса. Малейшее же обращение к формам национальной архитектуры, хотя бы к стрельчатой арке, встречало сильнейшее порицание не только в 1934 году, но и значительно позднее» (Дадашев С., Усейнов М. Наши искания // Строительная газета, 21 июля 1940 г.). Время, однако, брало свое, и национальная традиция заявляла о себе все громче.
Уже в 1934 году конкурсный проект Дворца Советов Азербайджанской республики в Баку отчетливо демонстрирует сочетание композиционных приемов классицизма с архитектурными формами и средствами убранства местной исторической архитектуры.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |